
Антикоррупционный комплаенс дает возможность каскадировать ответственность за неправомерные действия от ключевых персон бизнеса до уровня исполнителя или конкретных ответственных лиц в компании. Защита бизнеса с антикоррупционным комплаенсом исключает уголовные и административные риски для ключевых персон. Кроме того, комплаенс программа помогает наладить отношения с КНО и привлечь поставщиков.
В этой статье я подробнее разберу тему антикоррупционного комплаенса и подскажу, для кого внедрение такой системы практически необходимо.
Статистика коррупционных правонарушений
За 2022 год Следственный комитет РФ возбудил 10000 уголовных дел по коррупционным преступлениям. Это на 9% больше, чем в 2021 году.
Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (ИВК) (Corruption Perceptions Index, CPI) за 2022 год. ИВК — это составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он выходит ежегодно с 1995 г. и формируется на основе опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру.
В этот раз Россия набрала 28 баллов из 100 (очень высокий уровень коррупции) и заняла 137 место, на одном уровне с Мали и Парагваем. РФ постоянно находится в аутсайдерах по Индексу, что является показателем отсутствия системного противодействия коррупции.
Законодательная база в сфере антикоррупционного законодательства
Она состоит из законов, подзаконных актов РФ, а также законов иностранных государств экстерриториального действия. Общая обязанность российских компаний разрабатывать и внедрять меры по предупреждению коррупции предусмотрена ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
Ответственность за коррупционные нарушения регулируется:
- Уголовным кодексом РФ;
- Кодексом РФ «Об административных правонарушениях»;
- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Существуют Методические рекомендации Минтруда РФ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 г. Их задача — формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных характеристик.
Среди иностранных законов с экстерриториальным действием можно выделить:
- Закон США о коррупции за рубежом 1977 г. (Foreign Corrupt Practices Act — FCPA);
- Закон Великобритании о борьбе со взяточничеством (Bribery Act 2010).
Кому нужна антикоррупционная комплаенс-система?
Бороться с коррупцией необходимо любой компании независимо от сферы ее деятельности, размера бизнеса и локации. Но есть организации, для которых антикоррупционный комплаенс особенно важен:
- Работающие с тендерами и заключающие коммерческие сделки;
- Активно развивающие продажи в государственные компании;
- Получающие разрешительную документацию от государственных органов;
- С высоким объемом закупок и большим количеством поставщиков.
Также наличие антикоррупционного комплаенса важно для организаций, стремящихся выйти на зарубежные рынки или торговаться на биржах. Один из ярких примеров — МТС. Компания успешно внедрила комплаенс-программу, нормы которой прописаны во всех ее документах. Такое внедрение не только помогло выйти на международный уровень, но также попасть на Нью-Йоркскую фондовую биржу еще в начале 2000-х, где невозможно оказаться, пока регулирование не соответствует местному антикоррупционному законодательству (FCPA).
Преимущества антикоррупционного комплаенса
- Ключевые персоны компании будут в безопасности от рисков, связанных с коррупцией или коммерческим подкупом;
- В компании будет настроена система превентивного управления антикоррупционными комплаенс-рисками;
- Снизятся риски при участии в торгах, заключении сделок, взаимодействии с государственными органами;
- Снизятся риски при активных закупках и привлечении подрядчиков.
Малому, среднему и крупному бизнесу необходимо организовать антикоррупционную комплаенс-систему, так как собственники, генеральные директора и главные бухгалтеры несут ответственность за действия всех сотрудников компании. В большинстве случаев ответственность ключевых лиц неограниченна и распространяется на несанкционированные действия персонала.
Если сотрудники компании принимают некорректные решения на местах относительно дачи или приема взятки — за них отвечают ключевые персоны. Антикоррупционный комплаенс позволяет распределить ответственность в отношении коррупционной составляющей и коммерческого подкупа, тем самым, защитив первых лиц бизнеса.