Одним из первых видов комплаенса в компаниях появился именно налоговый. Проявление должной осмотрительности стало актуальным после многих успешно раскрытых дел налоговыми органами.

По итогам выездных проверок за 2021 год бизнесу было доначислено 382,8 млрд рублей налогов, включая пени и санкции. Средняя «стоимость» одной выездной проверки – более 49 млн рублей, что на 50% больше, чем в 2020 году. Это привело к тому, что бизнес стал осознаннее готовиться к приходу налоговой и заранее исправлять имеющиеся недочеты и нарушения.

Суть налогового комплаенса

Налоговый комплаенс — это риск-ориентированная система управления, обеспечивающая соответствие деятельности организаций и иных лиц действующему налоговому законодательству и добровольно принятым на себя обязательствам.

Задача налогового комплаенса – обеспечить налоговую безопасность компании. Такой инструмент позволяет превентивно выявить возможные налоговые риски и исключить их, или же минимизировать финансовые потери в случае, когда избежать рисков нет возможности.

Помимо выработки механизма соблюдения законодательства, налоговый комплаенс позволяет получить компании льготы в налоговой сфере.

Согласно Налоговому кодексу, предоставление налоговых льгот возможно в нескольких вариациях:

освобождение от налога:  

  • налоговые каникулы;
  • налоговая амнистия;
  • полное освобождение от уплаты налога;
  • изъятие; пониженная ставка налога;

уменьшение налоговой базы:

  • налоговые вычеты;
  • необлагаемый минимум;

предоставление налогового кредита:

  • инвестиционный налоговый кредит.

Виды налогового комплаенса

Налоговый комплаенс имеет несколько видов в зависимости от целей компании:

  • Текущий: применяется в отношении конкретной сделки или операции с целью заранее оценить предстоящее событие, оценить риски и последствия, сформировать договор в выгодную для компании сторону. Чаще всего применяется в дополнении к основному, постоянному налоговому комплаенсу.
  • Периодический: анализ конкретного этапа работы организации. Целесообразнее проводить периодический комплаенс за последние 4 года, поскольку этот срок попадает в зону налоговой проверки;
  • Проектный: проводится перед продажей бизнеса, чтобы все процессы компании согласованы с законодательством. Вместе с этим проектный налоговый комплаенс может потребоваться покупателю. Прежде чем оформить сделку, потенциальный покупатель проводит процедуру дью-дилидженс и мониторинг всех бизнес-процессов с целью выявления возможных рисков;
  • Постфактический: необходим после завершения сделки. Предполагает проверку всей итоговой документации и финальное купирование рисков.

С какими налоговыми рисками может столкнуться компания

Согласно закону, налогоплательщик обязан осуществлять проверку контрагента, поскольку риском могут являться любые сомнительные сведения о нем. К таким фактам относятся: наложенные санкции, наличие судов, связи и аффилированности с неблагонадежными компаниями, штрафы и жалобы в ФАС при исполнении госконтрактов, наличие исполнительных производств и другая сомнительная информация.

Оценить всевозможные риски для налогоплательщиков можно по критериям, которые используют налоговые органы в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Например, среди них:

  • Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли.
  • Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте.
  • Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  • Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Комплаенс как инструмент делегирования ответственности

Каскадирование ответственности позволяет выстроить эффективную систему ответственного поведения каждого сотрудника для организации высокого уровня соответствия законодательству. Принятие регламентов и должностных инструкций, проведение регулярного обучения позволяет выстроить систему, которая сможет успешно организовывать бизнес-процессы в рамках налогового правового поля. Налоговый комплаенс демонстрирует высокую эффективность, когда за каждым сотрудником закреплены обязанности по соответствию конкретных направлений.

Ссылка на оригинал

Да 0 0

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Пока нет комментариев

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Налоговый комплаенс» 0 звезд из 5 на основе 0 оценок.
Адвокат Гречанюк Василий Герольдович
Владивосток, Россия
+7 (914) 342-9220
Персональная консультация
компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
https://urmanwin.pravorub.ru/
Адвокат Гулый Михаил Михайлович
Ставрополь, Россия
+7 (962) 452-8980
Персональная консультация
Я Даю Гарантию!, что приложу все свои силы, знания и умения, чтобы добиться наилучшего возможного варианта разрешения возникшей у Вас правовой проблемы.
https://michailgulyy.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации